Социализация граждан – инвалидов – это процесс и результат освоения знаний и навыков общественной жизни, общепринятых стереотипов поведения, ценностных ориентаций, позволяющий ПСУ полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия.
Важным условием полноценной социализации и социальной жизни граждан – инвалидов является освоение навыков социального общения (коммуникацирование с окружающим миром). Это предполагает доступ к различного рода источникам информации, что способствует устранению ограничений и барьеров, выражение мобильности, достаточных навыков межличностного взаимодействия.
Большую роль в усилении и закреплении положительных стереотипов социального взаимодействия и общения играет практический опыт общения получателей социальных услуг с окружающими людьми. Возникает эффект социального включения в соцпространство. Социализация ПСУ усиливает самостоятельную независимость ПСУ от окружающих, нередко сопровождающая разноплановой деятельностью. Наиболее перспективным способом является их интеграция в общество через социокультурное включение и формирование независимого образа жизни. Это предполагает систему реабилитационных мер, направленных на деятельное участие каждого получателя социальных услуг с ограниченной трудоспособностью в социокультурной жизни города, самообслуживании, финансовых отношениях. Знание социальной жизни и адаптированность к ней, наличие необходимого уровня образования являются важным условием для наших подопечных.
Посредством введения ПСУ в инфраструктурное социокультурное пространство, специалисты учреждения помогают освоить способы продуктивной жизни, способствуют умелому восстановлению частично утраченных функций, т.е. умелой организации отдыха и личного свободного времени.
20.03.2019г. получатели социальных услуг посетили Краеведческий музей с целью принятия участия в экскурсионном маршруте по теме «Празднично – игровая программа «Широкая масленица». Данная социокультурная работа помогает ПСУ принять участие в общедоступных формах общественной и досуговой деятельности. Такие специальные практические формы досуговой деятельности способствуют развитию социальных навыков в рамках своей субкультуры, личностного развития, приучают к активному и целесообразному времяпрепровождению. Именно в таких формах продолжается процесс коррекции и компенсации реабилитационных функций.
С помощью игровых заданий: «Блины», «Снежки», ознакомления ролевых предназначений (теща, золовка), ПСУ имеют возможность попробовать свою предполагаемую социальную роль в ознакомлении с народными традициями (бег на метле, размешивание теста для блинов, метание снежков в цель, ряжение «Веснянки» элементами одежды, проговаривании закличек, дней маслиночной недели). Через знакомство со старинной домашней утварью (чугунок, сковорода, ухват), героями программы (Скоморохом, Масленицей, Б. Ягой) ПСУ преодолевают языковые коммуникационные барьеры.
Так процесс восстановления способностей инвалида к общественной и семейно – бытовой деятельности проходит через активную деятельность, что и помогает получателям социальных услуг стать полноценными членами общества.
Анализируя проблемы адаптации можно отметить, что основные пути повышения адаптационных процессов сопровождаются самоизменениями в процессе усвоения новых знаний, что и представляет формирование социальных новообразований.
Исп. Е.А.Никулина, тел. (384-51) 4-80-16