Цвета сайта:
Размер шрифта:
Обычная версия сайта

Социально - бытовая адаптация

     На сегодняшний день, работая с людьми, имеющими интеллектуальные нарушения, можно утверждать, что при системном обучении получателей социальных услуг без особых затруднений осваиваются бытовые умения: пользование электроприборами, столовыми приборами, содержание в чистоте места проживания.
     Специалисты по комплексной реабилитации считают, что овладение технологическими знаниями, навыками и специальными умениями бытового мастерства дают получателям социальных услуг практическую возможность по их освоению и в условиях психоневрологического интерната.
     Процесс реабилитации граждан – инвалидов – процесс многоаспектный, многогранный. Основным отличием является – развитие самостоятельности, привлечение получателей социальных услуг к различным видам труда для повышения самооценки, их самореализации. Воспитание трудом является наиболее действенным средством освоения знаний и накопления личного опыта любого человека, а в особенности, гражданина – инвалида.
     Введение инновационных форм и методов работы послужило систематизации работы учреждения через создание тренировочной социально – бытовой комнаты, что обусловливает показатель качества реабилитационного процесса при подготовке проживающих граждан к самостоятельному проживанию.
     Освоение приемов работы с предметами бытовой техники гражданами – инвалидами является мощным средством реабилитационного воздействия на компенсацию утраченных функций. Развитие ручной умелости является неотъемлемой частью восприятия окружающей действительности. При включении ПСУ в технологический процесс прослеживается увеличение активности мыслительных процессов, улучшение и устойчивости внимания, положительных эмоций, интереса к неизведанному.
     Изучение данного направления работы позволило коллективу ГАУ КО «Юргинский психоневрологический интернат» пересмотреть подходы и методы работы с получателями социальных услуг. Социально – бытовое ориентирование в условиях психоневрологического интерната – это, прежде всего, процесс социализации, направленный на обучение «житейским навыкам». Обучение житейским навыкам с выполнением простейших технологических операций (чистка и нарезка овощей, приготовление на плите и пр.) позволяет проживающим овладеть не только навыками приготовления простых блюд (винегрет, жареный картофель, каши, отварной вермишель, бутерброды и пр.), но и освоить сложные технологические процессы в обращении с электроприборами по их уходу, эксплуатации, что и способствует закреплению полученных знаний, развитию ручной умелости, сенсорных навыков.
     Социально – бытовое просвещение граждан – инвалидов помогает индивидуализировать адаптивный учебный процесс, направить его на развитие личностных характеристик: волевые качества, трудолюбие, усидчивость, аккуратность и пр. Именно развитие данных качеств позволяет определить умения человека, направленные на освоение самостоятельного проживания в соответствии с определенными целями по преодолению трудностей и препятствий в жизни.
     По традиции адаптивное обучающее занятие начинается с обозначения настроения, напоминания об освоенных действиях с электробытовыми предметами, соблюдении техники безопасности во время занятий, направленные на изучение, как теоретического материала, так и приемов практической работы.
     Освоение технологических знаний, технологической культуры, культуры труда, овладение трудовых и специальных умений способствует систематизации объема труда, сопоставление с личностными особенностями каждого клиента, что и развивает индивидуальную особенность к самостоятельному поиску, воспитывает бережливость, целеустремленность, ответственность и пр.
     Вовлекая в данный трудовой процесс, специалист формирует у подопечных положительную мотивацию к бытовой деятельности, включая компенсаторные функции организма, коррекцию аномалий развития, обусловленных заболеванием, что и позволяет преодолеть физический барьер и успешно конкурировать среди других проживающих. Формируя положительное эмоциональное воздействие на восприятие подопечных, специалист с помощью «доброго» слова, внимания, посильных заданий повышает интерес к делу, желание участвовать в нем.
     Повторяющиеся тренировочные упражнения – задел успеха. Работа в социально – бытовой комнате – дело увлекательное, творческое. При желании любое дело спорится…