Адаптация ребенка к новой среде
____________________________________________________________________________________
Коррекционная работа с «особенными» детьми, состоит из нескольких этапов: диагностический, коррекционный и заключительный.
1. Диагностический.
На данном этапе проводится предварительная беседа с родителем, которая помогает решить ряд задач: собирается вся необходимая информация о развитии ребенка, особенностях здоровья, проблемах во взаимоотношениях со сверстниками и т.д. Беседа с родителями помогает вывить их жалобы, пожелания, которые учитываются при постановки цели и задач коррекционной работы.
После практически 2 лет работы с «особенными» детьми можно выделить наиболее актуальные направления коррекционной работы:
- психокоррекция эмоционально-волевых нарушений;
- преодоление чувства страха и неуверенности, повышение самооценки;
- развитие общих и умственных способностей, мелкой моторики;
- формирование творческого потенциала, развитие фантазии;
- снятие психоэмоционального напряжения.
2. Коррекционный.
На данном этапе непосредственно ведутся занятия с ребенком и консультации с родителями.
Сказкотерапия — это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: нравственное воспитание, развитие фантазии, снятие психоэмоционального напряжения и т.д.
Музыкотерапия — метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции. Музыка позволяет снять психоэмоциональное напряжение.
Арт-терапия — вид психологической коррекции, основанный на искусстве, т.е. это любая творческая деятельность (рисование, фантазирование, конструирование). Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения. Этот метод вызывает наибольшие положительные эмоции у детей. Эффективны все виды творчества, но наиболее часто используется рисование и лепка из пластилина. На занятиях используются различные краски (обычные акварельные, пальчиковые), пластилин, тесто и масса для лепки и т.д.
Игротерапия — направление в реабилитации эмоциональных и поведенческих расстройств с использованием игрушки. На наших занятиях используются различные развивающие игры: кубики «Буквы» и «Цифры», разноцветные кубики и пирамидки, пазлы и мозайки, муляж овощей и т.д.
3. Заключительный. По итогам проведенных занятий родителям дается обратная связь от психолога в виде рекомендаций по воспитанию ребенка.
Психологическая работа с детьми отделения реабилитации строится в зависимости от отклонений и особенностей эмоциональной сферы детей, их можно объединить в следующие группы:
Дети с невротическими тенденциями. Общей характеристикой таких детей является высокая тревожность, возбудимость в сочетании с быстрой истощаемостью, повышенная чувствительность к раздражителям, которая вызывает неадекватные аффективные вспышки, проявляющиеся в реакциях возбуждения, раздражения и гнева, направленных против кого-либо из ближайшего окружения.
Дети с психотическими тенденциями. Отличительной особенностью этих детей являются психическая неадекватность личности. Общим для них является повышенная напряженность и возбудимость, болезненная реакция на критику и замечание, эгоистичность. Они характеризуются аутичностью, обособленностью, отгороженностью от событий окружающего мира. Все их поступки, чувства, переживания в большей степени подчинены внутренним, эндогенным законам, чем влияниям со стороны окружающих. Вследствие этого их мысли, чувства и поступки часто возникают немотивированно и поэтому кажутся странными и парадоксальными.
Дети с депрессивными тенденциями. Отличительной особенностью таких детей является тоскливое настроение, угнетенное состояние, подавленность, сниженная психическая и двигательная активность, склонность к соматическим нарушениям. Для них свойственна более слабая адаптация к ситуационным событиям, всевозможным психотравмирующим переживаниям. Любая сколько-нибудь напряженная деятельность для них трудна, нежелательна, протекает с чувством чрезмерного психического дискомфорта, быстро утомляет, вызывает ощущение полного бессилия и истощения.
Дети с психотическими и невротическими тенденциями. Ведущей особенностью этих детей является болезненная ранимость и впечатлительность. Робкие, стеснительные и боязливые, они постоянно испытывают страхи и беспокойство, не верят в свои силы, не умеют налаживать контакты с окружающими, отстаивать свои интересы и добиваться поставленных целей. Спасаясь от ранящей действительности, они полностью уходят в мир вымыслов и фантазий, тем самым стремясь компенсировать себя за неудачи в реальной жизни.
Дети с психотическими и депрессивными тенденциями. Наряду с постоянной внутриличностной конфликтностью, напряженностью и возбужденностью у этих детей наблюдается общая психомоторная заторможенность, сопровождающаяся снижением настроения, медлительностью, отсутствием настойчивости и решительности. В ситуации фрустрации они не способны к длительному волевому усилию, и при невозможности преодолеть трудности часто впадают в отчаяние.
Дети с невротическими и депрессивными тенденциями. Основными характеристиками таких детей являются тревожная мнительность, нерешительность, боязливость, склонность к бесконечным сомнениям и самоанализу, а также чувствительность, робость, застенчивость, неудовлетворенность собой и своими возможностями. Их отличают чувство тревоги, наклонность к страхам, пессимизм, неспособность к вытеснению травмирующих переживаний.
Дети с психотическими тенденциями и низким уровнем невротизма. Общими отличительными особенностями этих детей является крайний субъективизм и эгоизм, которые делают их недоступными чувствам симпатии и сочувствия. Конфликтность с окружающими — одна из главных черт их характера. Они могут быть агрессивны, злопамятны, мстительны.
Одним из методов работы с детьми отделения психолог использует метод песочной терапии. Это- метод арттерапии. При манипуляции с песком создаются визуальные образы. Используется сухой и мокрый песок.
Песочная терапия используется для развития мелкой моторики, речи, мышления, формирует пространственные представления, корректирует эмоциональную сферу и навыки общения, обогащает словарный запас и общую осведомленность ребенка. Игра с песком и водой вызывает неповторимые тактильные ощущения, которые невозможно получить, используя иные известные арт – терапевтические средства и материалы.
Впервые принцип "песочная терапия" был предложен Карлом Густавом Юнгом, психотерапевтом. По его мнению, этот текучий материал символизирует жизнь во вселенной, а отдельные песчинки - это люди и другие живые существа.
Песок - идеальная развивающая среда, где можно творить без страха что-либо сломать или испортить.
Основополагающая идея песочной игротерапии заключается в том, что ребенок, перенося на плоскость песочницы свои фантазии и переживания, может контролировать самостоятельно свои побуждения, выражая их в символической форме.
Цель песочной терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать ребенку возможность быть самим собой.
Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Игровые методы применяются:
- с целью диагностики;
- с целью профилактики;
- с целью оказания первичной психологической помощи;
- в процессе краткосрочной психотерапии;
- в процессе продолжительного психологического воздействия;
- на развивающих занятиях по коррекции психических процессов.
Песочная игротерапия, является наиболее продуктивным и действенным методом организации деятельности с детьми, особенно с детьми, соматически ослабленными
У детей с ОВЗ могут развиваться различные психологические проблемы, "комплексы". Прежде всего, это "комплекс неполноценности", неуверенности в себе, так как частые болезни могут привести к социальной дезадаптации (ребенок замыкается в себе, становится грубым, раздражительным, начинает избегать сверстников). Поэтому большое внимание следует уделять психоэмоциональному здоровью детей. Применяется для развития и коррекции в решении следующих проблем у ребенка:
- трудности в общении;
- взаимоотношения детей и родителей;
- психологические травмы;
- расстройства настроения;
- кризисные ситуации;
- страхи, тики, навязчивости и другие расстройства;
- проблемы поведения.
Задачи песочной игротерапии ориентированы на то, чтобы помочь ребенку:
- развить более позитивную Я - концепцию;
- развить самооценку;
- обрести веру в себя;
- овладеть чувством контроля;
- стать более ответственным в своих действиях и поступках;
- научиться выражать свои мысли, чувства и эмоциональные переживания;
- научить способам самовыражения.
При организации занятий песочной игротерапии, ставятся следующие задачи:
- Создавать для ребенка атмосферу безопасности.
- Создавать ощущение дозволенности.
- Понимать и принимать мир ребенка.
- Поддержка положительного тонуса и самочувствия.
- Установление обратной эмоциональной связи путем развития различных эмоций.
- Облегчить ребенку принятие решений.
Игру с песком нельзя интерпретировать. Психолог выполняет роль внимательного зрителя. Позиция психолога - это "активное присутствие", а не руководство процессом.
По мнению К. Юнга, процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике.
Использование данного игрового метода, способствует улучшению психологического и эмоционального благополучия детей, на этом фоне - стабилизация соматического здоровья.