В работе всех специалистов, в том логопеда, определены приоритетные направления:
- становление способности к сотрудничеству с взрослыми и детьми в разнообразной деятельности;
- развитие речи, особенно ее коммуникативной функции;
- обеспечение интеллектуального и личностного развития детей с учетом коррекции нарушений развития и индивидуальных особенностей;
- частичная интеграция детей с тяжелыми нарушениями в развития в общество более здоровых сверстников;
- консультативно-методическая поддержка родителей (лиц, их заменяющих).
Многие дети, посещающие отделение, имеют различные речевые недостатки. Это — трудности произношения звуков, проблемы с пониманием инструкции, с пересказом содержания. Есть дети, владеющие навыками письменной речи, но допускающие множество «странных» ошибок в письме и при чтении, имеются неговорящие дети. Основной диагноз учащихся: системное недоразвитие речи тяжелой степени обусловленное умственной отсталостью, осложнен сложными дисграфиями и дислексиями, аграфией, алексией, дизартрией, алалией. Грубо нарушен лексико-грамматический строй речи.
Цель логопедической работы с детьми-инвалидами в классах «Особый ребенок» состоит в том, чтобы устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения, с тем, чтобы каждому ребенку в отдельности облегчить вливание в социальную жизнь настолько, насколько это окажется для него возможным, развить коммуникативную функцию речи.
Исходя из главной цели коррекционно-воспитательной работы в рамках интеграционно — реабилитационного процесса особо выделяются задачи:
Первая задача — изучение неврологического и речевого статусов ребенка, особенностей его развития, выявление речевых дефектов и сопутствующих им нарушений. Далее, составление индивидуальной коррекционной программы.
Вторая задача состоит в том, чтобы мобилизовать усилия родителей на активное участие в учебном коррекционном процессе, создать вокруг ребенка атмосферу постоянной поддержки, искренней заинтересованности и сотрудничества с их стороны.
Третья задача заключается в том, чтобы привлечь к сотрудничеству максимальное количество специалистов, способных оказать ребенку необходимую помощь.
Четвертая задача — обеспечение сохранение и укрепление здоровья детей с использованием современных здоровьесберегающих технологий.
Логопедическая работа с этими детьми имеет определенную специфику и базируется на следующих принципах:
- индивидуально-личностное ориентирование — ориентация на конкретного ребенка, его психоэмоциональные особенности. Каждый ребенок в полном смысле «особый»: у него свой тип восприятия внимания, памяти, характер и темперамент;
- эмоциональный резонанс и поддержка — создание на занятиях эмоционально-комфортной психологической обстановки;
- тесное постоянное взаимодействие с родителями;
- игровой контекст занятий.