Работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ
«Песочная страна». Интегрированное занятие по рисованию песком
Нетрадиционные техники рисования и аппликации
Социально - педагогическое сопровождение предназначено для организации сотрудничества как администрации, сотрудников, воспитанников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службы осуществляется социально-педагогическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально - педагогическая помощь детям, родителям, сотрудникам.
В социальном смысле социальная адаптация ребёнка определена достаточно ясно: родитель - ребёнок - педагог.
Данная работа предусматривает оказание социально-педагогической поддержки воспитаннику при одновременной работе с родителями, детьми и педагогами.
В настоящее время постоянно увеличивается количество детей с различными физическими или психическими проблемами. В настоящее время около 500 млн. человек в мире официально признаны инвалидами вследствие интеллектуальных, физических или сенсорных расстройств, 17% из них являются детьми-инвалидами. Семья является наиболее значимым фактором социализации ребенка и ее влияние в этой связи превосходит воздействие всех других общественных институтов. Что же касается ребенка с ограниченными возможностями здоровья, то роль семьи неизмеримо возрастает, т.к. на нее ложится основное бремя ухода, воспитания и образования таких детей. Именно поэтому, помощь семье, воспитывающей ребенка-инвалида очень необходима. Эта проблема является не только собственно социально-педагогической но и психологической.
Цель социально – педагогической работы - оказание социально - психолого-педагогической поддержки воспитанникам и их семьям.
Задачи:
- создать условия, способствующие социальной адаптации ребенка;
- выявить индивидуальные качества личности ребёнка:
- оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем семьи
- согласовать воспитательные воздействия на ребенка совместно со специалистами
- психолого - педагогическая помощь родителям и законным представителям ребенка, повышение их педагогической и общей культуры
Методы и формы:
Изучение документации; беседы; наблюдение; эксперимент; тестирование; анкетирование; анализ; консультирование; индивидуальная работа; групповая работа: диагностика;
Программа состоит из 4-х блоков:
- социально – психолого – педагогическая работа с детьми, посещающими отделение реабилитации
- социально – психолого – педагогическая работа с родителями и законными представителями детей, посещающих отделение
- система взаимодействия с педагогическими работниками отделения, осуществляющими реабилитационный процесс.
- система взаимодействия учреждений, организаций в рамках социального партнерства
Режим занятий:
- 4 раза в неделю по подгруппам (ПН, СР - 1 подгруппа, ВТ, ЧТ - 2 подгруппа по 6-10 человек) – занятия с детьми по программе кружковой работы;
- раз в месяц групповая встреча с родителями по программе родительского клуба «Лелик»;
- раз в месяц групповая встреча с сотрудниками отделения в рамках профессионального взаимодействия, заседание ПМПК.
- взаимодействие с учреждениями и организациями города Юрги ежемесячно; и взаимодействие с меценатами и спонсорами города и близ лежащих областей по необходимости.
Участники реабилитационного процесса:
- Дети отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья от 2 до 18 лет.
Формирование групп по коррекционной работе происходит исходя из диагноза ребенка и его возрастных особенностей. Работа с детьми ведется по программе кружка.
- Родители и законные представители детей, посещающих отделение.
Работа с родителями осуществляется по программе родительского клуба «Лелик».
- Сотрудники отделения реабилитации, осуществляющие реабилитационный процесс.
- Меценаты и спонсоры города и близ лежащих областей. Работа с данной категорией проводится в рамках социального партнерства.
Предполагаемый результат:
Для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:
- создание психологически комфортных условий для эмоционально-личностной сферы и развития познавательных процессов у воспитанников;
- создание условий для социализации их в обществе.
Для семьи, воспитывающей ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
- повышение психологической и педагогической компетентности родителей;
- систематизация психолого-педагогической помощи и поддержки родителей.
Для сотрудников отделения реабилитации:
- повышение социально – психолого – педагогической компетентности специалистов отделения.
Для учреждения и спонсоров:
- создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного процесса посредством партнерства и взаимодействия;
- психопросвещение и психопрофилактика в сообществе